Что нужно знать про е-ОСАГО

Про электронный полис ОСАГО

E-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО) — аналог бумажного полиса, оформленный самостоятельно через сайт страховщика и полученный в электронном виде на e-mail.

Система е-ОСАГО (электронного ОСАГО) появилась на страховом рынке в 2015 году для улучшения ситуации с доступностью полисов в ряде регионов и борьбы с навязыванием дополнительных услуг.

Внедрение системы не принесло ожидаемых результатов, вследствие чего с января 2017 года она была в очередной раз подвергнута изменениям — стала обязательной для страховщиков.

Тем не менее пользователи по-прежнему сталкиваются с трудностями при попытке оформления полиса. Что представляет собой система е-ОСАГО на сегодняшний день и как правильно оформить полис в электронном виде?

Как оформить е-ОСАГО

Согласно законодательству, с 1 января 2017 года при оформлении е-ОСАГО у клиентов появилась возможность, кроме полиса в электронном виде, получить его на стандартном бланке в офисе страховщика или по почте.

В офисе полис должен выдаваться бесплатно в момент обращения, при почтовом отправлении — должен быть доставлен клиенту в указанный им день, но не ранее чем через одни рабочие сутки. При этом почтовые расходы несет клиент.

Оформить ОСАГО в электронном виде можно в любой страховой компании, так как с 1 января 2017 года все страховщики, имеющие лицензию на ОСАГО, обязаны обеспечить соответствующий сервис на своем сайте. Законодательством установлены довольно жесткие требования к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования как самих сайтов страховщиков, так и сервисов оформления е-ОСАГО.

Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2016 года № 4191-У, максимальное суммарное время перерывов в работе сайтов страховщиков не должно превышать 30 минут в сутки. При этом плановые технические работы могут проводиться не чаще одного раза в месяц с 22:00 до 8:00 по московскому времени, о чем страховщик должен сообщением на сайте уведомить пользователей не менее чем за сутки до даты планируемых работ.

Дополнительно обеспечивать беспрерывную работу сервисов призвана система «единого агента». В случае технических сбоев у выбранного страховщика указанная система автоматически перенаправляет на сайт другой страховой компании, за которой закреплен номер ПТС вашего автомобиля.

В зависимости от страховой компании оформление е-ОСАГО может начинаться либо с расчета стоимости полиса, либо с создания личного кабинета. Для его создания необходимо ввести Ф. И. О., данные документа, удостоверяющего личность, номер телефона и/или адрес электронной почты.

После ввода данных на указанный номер телефона или на e-mail страховщик направит текстовое сообщение, которое будет являться ключом простой электронной подписи страхователя. После ввода присланного ключа вы получите доступ к личному кабинету, где сможете заполнить электронную форму заявления для заключения договора.

Перечень сведений, содержащихся в форме электронного заявления, аналогичен заявлению на бумажном носителе. Она должна содержать данные о страхователе, транспортном средстве и его собственнике, водителях, допущенных к управлению, диагностической карте, а также параметры оформляемого полиса.

При заполнении заявления будьте предельно внимательны, так как с 1 января 2017 года у страховых компаний появилось право регрессного требования в случае, если при оформлении полиса в электронном виде страховщику предоставлены недостоверные сведения, повлекшие снижение страховой премии. К таким в первую очередь относятся: регион регистрации автомобиля, мощность (для легковых авто), возраст и стаж водителей.

После заполнения заявления страховщик проводит его регистрацию в своей системе и направляет в АИС ОСАГО для проверки содержащихся в нем данных.

Если раньше в случае, когда данные в базе РСА не совпадали с данными в заявлении, оформление полиса было невозможно, то с января 2017 года в случае отрицательного ответа АИС ОСАГО клиенту приходит сообщение с указанием сведений, которые не совпали, и предложением осуществить корректировку этих данных или подтвердить их.

Для подтверждения достоверности сведений необходимо загрузить соответствующие документы в личный кабинет или направить на адрес электронной почты страховщика. Если вы страхуетесь впервые, то потребуется направить полный пакет документов, необходимых для оформления ОСАГО:

— паспорт (главная страница и регистрация);

— документ на транспортное средство (ПТС, СТС и т. д.);

— водительские удостоверения всех допущенных к управлению лиц;

— действующая диагностическая карта (если транспортное средство подлежит техническому осмотру).

При получении положительного ответа от АИС ОСАГО страховщик в срок не более чем 20 минут должен сообщить точный размер премии и предоставить возможность осуществить безналичную оплату полиса.

После оплаты полис направляется на указанный адрес электронной почты и размещается в личном кабинете клиента. Полис необходимо распечатать и иметь с собой при управлении транспортным средством.

Как внести изменения в е-ОСАГО

В теории, согласно Правилам страхования в редакции 2017 года, внести изменения в е-ОСАГО возможно как в электронном виде, так и при обращении в офис.

Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2016 года № 4190-У, заявление на внесение изменений в договор в электронном виде заполняется через личный кабинет на сайте страховщика.

Страховщик проводит проверку сведений, содержащихся в заявлении, в случае необходимости делает перерасчет страховой премии и обеспечивает возможность произвести доплату по полису.

В течение двух рабочих дней с момента уплаты дополнительной премии (в случае отсутствия необходимости доплаты — с момента направления заявления) страховщик формирует и направляет страхователю новый переоформленный полис.

Если изменения не требуют переоформления полиса, клиенту направляется уведомление о том, что указанные изменения страховщиком учтены.

На практике не у всех страховых компаний описанная процедура реализована в полном объеме. И для внесения изменений придется обращаться в офис, где полис переоформят уже на бланке строгой отчетности.

Что делать, если не получается купить е-ОСАГО

Если при оформлении полиса вы столкнулись с какой-либо проблемой (сбой сервиса, невозможность оплаты, постоянные зависания сайта), а страховщик не спешит ее решать, стоит направить жалобу в Банк России. Оставить свое обращение можно на сайте ЦБ в разделе «Жалобы» интернет-приемной.

Для подтверждения факта нарушения ваших прав необходимо прикрепить скриншот страницы сайта, отображающий возникшую проблему, с указанием даты и времени.

Если у вас уже создан личный кабинет, то при написании жалобы также рекомендуется указать свой логин. Банк России является основным контролирующим органом страхового рынка. Поэтому подобный метод будет максимально эффективен в решении вашей проблемы.

Посредники

На сегодняшний день страховым посредникам запрещено оказывать услуги, связанные с оформлением электронных полисов. Оформление полиса допускается только на сайте страховщика.

Но в мире современных технологий страницы сайтов страховщиков вполне могут быть встроены в сторонние сайты, и для пользователя процесс оформления может выглядеть как оформление на сайте не страховой организации.

В апреле 2017 года в Госдуму был внесен законопроект, который призван обеспечить доступ страховым агентам и брокерам к оказанию услуг по е-ОСАГО, и в ближайшие время ситуация может измениться.

Оформление полиса с участием посредников потенциально имеет существенные плюсы. Посредники на подобном рынке могут предоставить лучший сервис, так как, помимо функции ценового сравнения, пользователи, введя данные один раз, на следующий год могут поменять страховщика, не занимаясь вводом данных повторно.

Минусом оформления полиса на сайте посредника является большая вероятность столкнуться с мошенниками. Поэтому при оформлении полиса будьте внимательны, не оставляйте свои личные данные, в том числе данные банковской карты, на непроверенных сторонних сайтах.

К сожалению, потребитель не застрахован от возможности столкнуться с мошенниками и при попытке оформить полис через сайт самой страховой компании, поскольку неоднократно появлялись сообщения о копировании сайтов страховщиков.

С 2017 года электронный полис ОСАГО стал значительно доступнее для потребителей. Во многом ситуация изменилась к лучшему благодаря введению требований к страховщику об обязательности продаж электронного ОСАГО.

Спрос на данную услугу постоянно растет, так как е-ОСАГО является удобной альтернативой полису на бланке строгой отчетности, позволяющей не тратить время на поездку в офис или встречу с представителем страховой компании.

Мобильное Страхование